20 марта в Верховной Раде Украины под номером 4254 зарегистрирован проект Закона о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно недопущения распространения последствий финансового кризиса на страховой рынок Украины.
Инициаторами законопроекта выступили народные депутаты Хомутынник В.Ю., Буряк А.В., Клименко А.И. и Деркач Н.И. Базовым комитетом определен Комитет по вопросам финансов и банковской деятельности. 23 марта 2009 года законопроект передан на рассмотрение комитетов по вопросам экономической политики, промышленной и регуляторной политики и предпринимательства, бюджета, Регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, европейской интеграции.
При разработке законопроекта были проведены консультации с представителями Украинской федерации страхования, которая поддержала предложенные новации.
Антикризисный законопроект направлен на урегулирование целого ряда наиболее важных вопросов, решение которых создаст условия для стабилизации ситуации в отрасли, позволит заложить основы для выхода из кризиса, а именно:
1. Урегулирование отношений перестрахования у перестраховщиков-нерезидентов в связи со вступлением Украины в ВТО, а именно облегчение доступа страховщиков-резидентов к иностранным рынкам перестрахования, путем распространения на эти отношения норм статьи 12 Закона Украины "О страховании", которая содержит специальные требования именно по перестрахованию, вместо общих требований по страхованию, предусмотренных статьей 2 этого закона.
2. Установление требований к прозрачности страховых агентов, в т.ч. банков, основной деятельностью которых является предоставление финансовых и других услуг (кроме страхования и посреднической деятельности в страховании) или продажа товаров.
3. Введение требований по аккредитации коммерческими банками страховщиков на основе открытости, прозрачности и недискриминационности.
4. Стандартизацию услуг страхования имущества, передаваемого в залог банкам.
5. Урегулирование вопроса взаимозачета (зачисления) средств, которые банк, в котором введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов, должен страховщику и средств, принадлежащих банку как выгодоприобретателю по договору страхования имущества, находящегося в залоге, как однородных встречных требований.
6. Установление механизма финансирования антикризисных мероприятий в страховании, которое осуществляется на основании представления Уполномоченного органа в Национальный банк. При этом НБУ должен осуществлять рефинансирование соответствующего уполномоченного банка, который в свою очередь предоставляет кредит страховщику под залог его имущества или других лиц - поручителей с установлением процентной маржи.
7. Введение института передачи страхового портфеля, который обеспечивает сохранение прав страхователей, по решению страховщика или принудительной передачи по решению Госфинуслуг, в противовес длительным процедурам признания финансовой несостоятельности страховщика и банкротства.
8. Введение ежемесячной отчетности способом, который обеспечит оперативное ее рассмотрение и принятие оперативных решений Госфинуслуг, а именно введение отчетности по страховщикам, показатели деятельности которых претерпевают существенные изменения в течение отчетного периода.
9. Обеспечение прозрачности деятельности, как страховщиков, так и Госфинуслуг, за счет внедрения системы обнародования сводной информации по страховому рынку и в разрезе страховщиков.
10. Расширение компетенции Госфинуслуг за счет полномочий, которые сегодня принадлежат КМУ, для более оперативного решения вопросов, в частности, относительно изменения порядка определения фактического и нормативного запаса платежеспособности и структуры гарантийного фонда, перечня страховых резервов и порядка их расчетов и т.д.
11. Обеспечение предсказуемости, прозрачности и повышение уровня законности деятельности Госфинуслуг, уменьшение административного давления на страховой рынок путем введения процессуальных основ деятельности Госфинуслуг и меры воздействия, в виде рекомендаций прекратить действия, содержащие признаки нарушения, если нарушение не привело к существенному ограничению прав, не нанесло значительных убытков отдельным лицам или обществу, устранить причины и условия, которые им способствуют, а в случае, если нарушение прекращено, - принять меры для устранения последствий этих нарушений.
12. Повышение институциональной способности Госфинуслуг, в частности путем установления специального механизма его финансирования через введение платежей надзора, установление условий оплаты труда его работников на уровне условий оплаты труда соответствующих категорий лиц финансовых учреждений.
13. Введение механизма недопущения разрушающего демпинга путем предоставления Госфинуслуг полномочий по определению рыночных условий страхования и права требовать восстановления страховщиком таких условий и, если Уполномоченным органом будет установлено, что в результате применения нерыночных условий страхования есть угроза выполнения страховщиком обязательств в будущем, формирования резерва незаработанных премий в увеличенном, чем это требуется нормативно-правовыми актами Уполномоченного органа, размере.
14. Недопущение искусственного снижения ликвидности страховщиков за счет введения разрешений Госфинуслуг на операции с активами страховщиков.
15. Введение механизма защиты законных прав и интересов потребителей финансовых услуг, которые могут быть нарушены в результате распространения финансовым учреждением ложных сведений о деятельности в сфере финансовых услуг. Такой механизм предусматривает право Госфинуслуг запретить финансовому учреждению, в действиях которого усматриваются признаки распространения ложных сведений о деятельности в сфере финансовых услуг, распространять определенную ложную информацию, или обязать такое учреждение опровергнуть распространенную информацию.
16. Повышение уровня обеспеченных транспортных средств полисами ОСАГО путем отмены краткосрочных полисов.
17. Упрощение порядка принятия и введения в действие Госфинуслуг регуляторных актов, в частности, для актов, имеющих ограниченный срок действия.
Принятие законопроекта будет индикатором отношения государства к страховому рынку Украины.
Сегодня на страховой рынок Украины негативно влияет не только банковский кризис, но и экономический кризис, а также кризисы фондового, валютного рынков и рынка недвижимости.
По итогам деятельности страховщиков в январе-феврале полностью подтвердились пессимистические прогнозы УФУ относительно резкого падения суммы страховых премий на 30 процентов по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, в том числе банковского страхования - более 40 процентов.
Развитие событий по такому сценарию приведет к выходу со страхового рынка Украины отдельных иностранных инвесторов и снижению суверенного рейтинга Украины, невыплате или несвоевременным выплатам страховых возмещений по меньшей мере 320 тыс. физических и 50 тыс. юридических лиц на сумму более 2 млрд. грн., увольнению персонала страховых компаний в количестве не менее 20 тыс. работников.
При этом, общий объем ответственности страховщиков, осуществляющих классическое страхование и ответственных перед миллионами страхователей, оценивается в размере более 400 млрд. грн., что составляет 42 процента ВВП и значительно превышает размер годового государственного бюджета Украины.
Обидно, что ухудшение ситуации обусловлено не только финансовым кризисом, но и непринятием государственными органами необходимых мер...
В связи с приведенным Украинская федерация страхования обращается с призывом к Президенту Украины, Кабинету Министров Украины, Национальному банку Украины, Госфинуслуг Украины относительно поддержания положений законопроекта и рассмотрения его, как неотложного.